Утверждаю:
Директор МБОУ ООШ№18
-------------------------С.С.Ильина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №18
Программа по формированию культуры
здорового питания школьников
«Здоровье школьника»
Возраст детей 7 – 16 лет
Срок реализации 3 года
г. Гуково
2012 г.
Пояснительная записка.
Актуальность:
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. С одной стороны, потому, что они являются «структурообразующими факторами социальности», с другой - потому, что мы должны немедленно восстановить адекватное отношение к ним у подрастающего поколения.
Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья.
Всякое нарушение питания, как количественное, так, еще в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка. Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, легких и других внутренних органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определенного количества энергии. С особенно большими энергетическими затратами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, игры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма.
Результаты обследования учащихся МБОУ СОШ№18 свидетельствует о росте числа учащихся с нарушениями здоровья. В структуре детской патологии преобладают болезни нервной системы (22,4%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (12,2%), болезни глаз и придаточного аппарата (8,2%). При осмотре выявлены учащиеся с пониженной остротой зрения - 8,2% от общего числа, с нарушением осанки – 9,3%, органов пищеварения – 5,97%, органов дыхания – 8,6%, сердечно-сосудистые заболевания – 2,8%. Распространение учащихся по группам здоровья выглядит следующим образом: 1 – 1,5%, 2 – 72,3%, 3 - 25,5%, 4 - 0,7%.Очевидно, что процесс обучения в школе не должен строится за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на сохранение и устранение нарушений в состоянии здоровья детей.
Среди факторов, влияющих на здоровье детей в школе, отмечены следующие:
1. Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
2. Состояние лечебно – оздоровительной работы в школе.
3. Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
4. Уровень психологической помощи учащимся.
5. Микроклимат в школе и дома.
Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. Как показывают исследования специалистов, только 40% родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания. Основная задача педагога - сделать родителей своими союзниками по организации здорового питания детей.
Цели:
- Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного питания, поиск новых форм обслуживания детей, увеличение охвата учащихся горячим питанием;
- Формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Задачи:
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
• - формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• - формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
• - профилактика поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием детей и подростков;
• - освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
• - информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием, расширение знаний об истории и традициях питания своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
• - развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
• - повышение гигиенической грамотности детей и родителей в вопросах питания;
• - просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Механизмы реализации программы
Предоставление школьникам качественного, сбалансированного и рационального питания, соответствующего физиологическим потребностям детей разных возрастных групп по энергетической ценности и составу макро- и микронутриентов;
Соответствие ежедневного меню нормам СанПИН;
Разнообразные формы питания;
Соответствие обеденного зала нормам СанПИН;
Культура принятия пищи;
Контроль за качеством питания;
Максимальный охват школьников питанием;
Предоставление диетического питания нуждающимся в таковом;
Разъяснительная и профилактическая работа по вопросам здорового питания и пропаганда его, как среди школьников, так и их родителей;
Оснащение пищеблока современным технологическим оборудованием, качественной посудой;
Работа Комиссии по проверке качества питания согласно плану мероприятий.
Ожидаемые результаты программы:
сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;
повышение приоритета здорового питания;
повышение мотивации к здоровому образу жизни;
поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых
детей;
улучшение состояния здоровья детей по показателям заболеваний,
зависящих от качества потребляемой пищи;
повышение качества и безопасности питания учащихся;
обеспечение всех обучающихся питанием;
обеспечение льготным питанием детей из социально-незащищенных семей.
Исполнители программы – администрация школы, педагоги,
учащиеся, школьная медсестра, работники столовой, психолого-педагогическая
служба, родители.
Сроки реализации программы – 2012- 2015год
Программа затрагивает всех участников образовательного процесса (учащихся , родителей, педагогов) и будет реализовываться как в области образовательной (уроки, факультативы), так и воспитательной деятельности в том числе и в летнем пришкольном оздоровительном лагере.
Планы по формированию здорового образа жизни и культуры здорового питания
План оздоровительной и профилактической работы
Методические рекомендации по организации питания
Медицинское обслуживание
Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается медицинским работником, закрепленным органами здравоохранения г Гуково (Устав МБОУ ООШ № 18 п. 6.4). Калатозишвили Е.В. совместно с администрацией школы и учителями несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий,соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.В школе имеется медицинский кабинет, прошедший процедуру лицензирования.
|